Макро- и микроуровни социального капитала


Уважаемый посетитель! На данной странице вы по достоинству можете оценить большое собрание материалов на тему «Экономическая социология ». Для того, чтобы Вам было удобно весь представленный материал аккуратно разделен на части как, например, сделано у стандартной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Поскольку, по Веберу, развитие специфического образа жизни, включающего тип занятия, профессии, является наиболее важным источником развития страт, влияние человеческого капитала родителей на человеческий капитал детей может изучаться в рамках исследований социальной мобильности (наследуемость профессиональных статусов).

Другой механизм передачи "статусной культуры" представлен в концепции языковых кодов Б.Бернстайна (B.Bernstein). Согласно Бернстайну, "у детей с различным социальным происхождением с детства развиваются различные языковые коды1 (или формы вербального общения), что влияет на их последующий опыт обучения в школе" [6: 400].

Объектом изучения при данном подходе становятся систематические различия в способах употребления языка, которые особенно заметны у детей из бедных и богатых семей.

Для объяснения наблюдаемых различий Бернстайн ввел понятия "ограниченного" и "развитого" кодов. Ограниченный код или "такой способ использования языка, когда многое не договаривается в предположении, что другая сторона осведомлена об этом" [6:400], характерен для типа речи низших слоев общества. Фактором, способствующим формированию ограниченного кода, является проживание в условиях субкультуры, строго ограниченной рамками семьи и местного сообщества. "В этих условиях нормы и ценности воспринимаются как сами собой разумеющиеся и не выражаются языковыми средствами" [6: 400].

Напротив, в более высоких слоях общества формируется манера речи, в которой значения слов конкретизируются применительно к той или иной ситуации. Бернстайн определил данный тип речи как развитый код. Он позволяет использовать язык не только в частных контекстах, но и для выражения мыслей в более абстрактной форме.

В результате дети, овладевшие более "развитым речевым кодом, по мнению Бернстайна, более способны к учебе, чем те, кто довольствуется ограниченным речевым кодом" [6: 401].

Социальный капитал: семья и ближайшее окружение

Объяснение воспроизводства ограниченного языкового кода, предложенное Бернстайном, подводит нас к необходимости включить в перечень факторов воспроизводства человеческого капитала переменную влияния семьи и ближайшего окружения, а значит - обратиться к концепции социального капитала.

Несмотря на то, что существует множество различных дефиниций социального капитала и приложений данного концепта в исследовании экономических, социальных, а также исторических и политических процессов, в данной работе нас будут интересовать лишь его экономическая и социологическая трактовки. Следует при этом отметить, что до сих пор не существует единого конвенционального определения этого понятия.

Среди экономических интерпретаций понятия "социальный капитал", на наш взгляд, заслуживает внимания определение, предложенное М. Вулкоком (M.Woolcock): "социальный капитал образуют нормы и сети, обслуживающие коллективное действие" [65: 3].

"Лингвистический капитал" в терминологии Бурдье и Пассерона [36: 72].


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше