Объем затрат на производство человеческого капитала в экономической теории


Приветствуем Вас на нашем сайте! На данной странице вы сможете отыскать обширный цикл материалов под общим заголовком «Экономическая социология ». Чтобы вам было удобно читать весь представленный материал удобно разделен на разделы как, например, сделано у бумажной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

И, следовательно, успех индивида в образовании определяется, во-первых, тем, насколько хорошо ему удалось усвоить господствующую культуру, а во-вторых, тем, каким культурным капиталом обладает господствующая группа.

Функции культурного капитала в обществе двояки: это и определенные преимущества в обучении для обладателей господствующей культуры, но также и недооценка квалификаций, умений по сравнению с произвольно определенными "сигналами" ("социальными характеристиками") [ 8: 360].

1.2. Человеческий капитал: концепции и измерение

Современная теория человеческого капитала представляет собой одно и проявлений того, что Р. Саутер назвал "экономическим империализмом": экономическая теория капиталов была распространена на вне- и неэкономические сферы, такие, как, например, процесс накопления знаний, образование, здравоохранение и т.п.

Истоки ее просматриваются в работах У. Петти, А. Смита, И. Фишера, А. Маршалла и других экономистов классического и неоклассического направления.

Согласно А. Смиту, затраты на образование или обучение человека суть "капиталовложения в его способность зарабатывать в будущем, аналогичные вложениям в вещественный капитал; чтобы эти вложения экономически оправдали себя, они должны окупиться в течение трудовой жизни человека" [3: 42]. При этом "человеческий капитал" у Смита однороден и представляет собой капитализированную ценность "приобретенных и полезных способностей всех жителей и членов общества" [3: 48].

А. Маршалл (A. Marshall) рассматривал знания как "наиболее могущественный источник производства" и полагал, что "организации способствуют знаниям" [61: 247].

Интенсивная разработка концепции человеческого капитала началась в 50-60-е гг. XX в. как попытка объяснить увеличение разрыва в темпах экономического роста и развития между группой промышленно развитых стран и остальными. В рамках данного направления работали Т. Шульц (1961), Э. Денисон (1962), Дж. Кендрик и др. В результате, было установлено, что одним из основных факторов увеличения производительности в промышленно развитых странах в послевоенный период является рост инвестиций в образование (как частное, так и государственное). Этот эффект был описан через влияние "прогресса знаний", "скрытых капиталовложений" на производительность и экономический рост: "образование может повышать качество человеческих усилий, хотя мы рассматриваем образование... как обслуживающее культурные цели, весьма далекие от формирования человеческого капитала, который участвует в экономическом росте" [61: 139].

Наибольший вклад в развитие теории человеческого капитала внесли Т. Шульц (T. Schultz) и Г. Беккер (G. Becker).

В дальнейшем важное значение имели работы Й. Бен-Порэта (Y. Ben-Porath), М. Блауга, Э. Лэзера (E. Lazear), Р. Лэйарда (R. Layard), Дж. Минцера, Дж. Псахаропулоса, Ш. Розена (Sh. Rosen), Ф. Уэлча (F. Welch), Б. Чизуика и др. [9].

В наиболее общем виде человеческий капитал определяется как "воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем" [9] .


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше