Человеческий капитал: концепции и измерение


Приветствуем, уважаемый посетитель! На этой странице нашего портала вы найдете большой сборник интересных статей под общим заголовком «Экономическая социология ». Для удобства чтения весь представленный материал удобно разделен на страницы как, например, сделано у обычной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

соответствующего образа жизни. Несмотря на разницу классовых статусов (определяемых рыночной позицией индивида) военного офицера, гражданского служащего или студента, "во всех отношениях их образ жизни [и, соответственно, социальный статус - О.С.] определяется общим для всех них образованием" [5: 156].

Следовательно, "основная деятельность школ состоит в обучении особой "статусной культуре", как внутри, так и за пределами классной комнаты" [30: 10]. Внутри школы Вебер выделяет "инсайдеров", чья статусная культура укрепляется, и "аутсайдеров", сталкивающихся с барьерами.

Венчает построение стратификационного пространства понятие "социальной страты", под которой Вебер понимает "множество людей внутри большой группы, обладающих определенным видом и уровнем престижа, полученного благодаря своей позиции, а также возможности достичь монополии" [5: 156]. При этом наиболее важным источником развития страт является развитие специфического образа жизни, включающего тип занятия, профессии.

Мы так подробно рассмотрели социологический подход Вебера, руководствуясь несколькими соображениями. Во-первых, веберовская трактовка социальной страты и источников ее развития легла в основу многих исследований социальной, а преимущественно - профессиональной, мобильности, в ходе которых изучалась и роль образования в этом процессе.

Во-вторых, его анализ статусных позиций, "определяемых престижем образования, стилем жизни, социокультурными ориентациями и нормами поведения, а также фиксация их связи с рыночными позициями" [19: 122], послужил импульсом в развитии особого подхода к изучению воспроизводства образования - теории культурного капитала.

Наконец, в отличие от структурных функционалистского и марксистского подходов, исследующих стабильные общества, веберовская методология "соответствует самому характеру переходного, неустойчивого состояния общественного развития" [15: 67], поскольку "центр тяжести [анализа - О.С.] переносится... на становящуюся структуру" [17: 47]. И, таким образом, эта методология наилучшим образом соответствует неустойчивому состоянию современного российского общества.

С позиций веберианской методологии оказалось возможным изучить вопрос о связи неравенства и образования. Дискуссия по данному вопросу еще будет рассмотрена нами в данной главе, пока же обратимся к третьей модели объяснения неравенства в образовании, которая своим появлением обязана веберовскому понятию "социальной группы".

Речь идет о теории культурного капитала П. Бурдье (P. Bourdieu). П. Бурдье выделяет три основные функции образовательной системы: (1 ) самовоспроизводства, (2) культурного воспроизводства и (3) социального воспроизводства [36: 54]. При этом основная функция образования, по Бурдье, состоит именно в воспроизводстве культурного капитала (2), посредством которого "высшие классы могут сохранять свою культурную однородность и отличительность (distinctiveness)" [57: 63].

Отсюда и основная функция школы, как ее постулирует Бурдье, состоит в воспроизводстве доминирующей культуры и, тем самым, в воспроизводстве "структуры властных отношений внутри социальной формации, в которой преобладающая система образования стремится сохранить монополию легитимного символического насилия" [36: 6].


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше