Основная функция школы


Уважаемый посетитель! На этой странице вы сможете найти широкий сборник интересных статей под общим заголовком «Экономическая социология ». Для того, чтобы Вам было удобно весь материал разделен на разделы подобно бумажной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Соглашаясь с функционалистами в трактовке образования как средства социального контроля, С.Боулз (S.Bowles) видел в школе важнейший общественный инструмент для производства соответствующих [выделено мной - О.С.] социальных личностей [49: 3]. Однако, утверждали Боулз и Гинтис, от школ требуется не увеличивать потенциал, как это считают функционалисты, а производить некритичных, пассивных, послушных рабочих, которые покорно принимают свою жизнь [25: 221]. Аналогичной позиции придерживался Г.Браверман (H.Bravermanj, указывавший на то, что "скрытая цель образования заключается в том, чтобы подготовить их [детей - О.С.] к утомительной работе" [25: 221].

По мнению Бравермана, "настоящая цель школ в капиталистическом обществе социализация детей и присмотр за ними в то время, когда родители заняты на работе" [25: 221].

Таким образом, если логика функционального объяснения вписывается в рамки моделей "социализации", неомарксистская интерпретация причин неравенства в образовании - яркий пример "распределительного" типа моделей.

Другим примером модели "распределительного" типа служит объяснение неравенства, предложенное Р. Будоном (R. Boudon). При анализе связи образования с феноменом неравенства Будон использует концепцию первичных (культурных) и вторичных (прочих) факторов стратификации и показывает большую значимость последних в определении успехов в образовании. Тогда как, по его мнению, традиционно большее внимание придается именно культурным различиям [49:127]. На основании полученных результатов Будон делает вывод о том, что "скорее общество, а не школа ответственно за неравенство образовательных возможностей. Более того, мы увидим, что даже если бы школы были высоко эффективны в снижении культурного неравенства (что не так), все равно оставалась бы значительная доля неравенства возможностей." [Boudon R.Education, Opportunity and Social Inequality / 49: 12].

К аналогичным выводам пришел К. Дженкс (Ch. Jencks), утверждавший, что корни неравенства лежат за пределами школы [50].

Методологический индивидуализм М. Вебера (M.Weber) позволяет под другим углом взглянуть на роль образования в обществе.

М. Вебер исходил из множественности источников социальной иерархии, относя к ним, помимо экономического положения, престиж и власть. Первому измерению соответствовало деление общества на классы, классовые различия определялись различиями жизненных шансов.

Статус "детерминирован специфическим, позитивным или негативным, социальным оцениванием почести", получаемым индивидом или позицией (положением) [5: 151]. "Статус может зависеть от религии, расы, богатства, физической привлекательности или социальной "ловкости"" [19: 84]. Развитие статуса, отмечает Вебер, основано главным образом на узурпации: "стратификация по статусам идет рука об руку с монополизацией идеальных и материальных товаров и возможностей" [5: 152].

Реальные притязания на позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа, основанного по крайней мере на одном из следующих критериев: образ жизни, формальное образование, престиж рождения или профессии, Вебер обозначает термином "социальный статус" (Standische Land) [5: 155].

Следует особо отметить то, что под формальным образованием Вебер понимает не просто получение определенных теоретических и практических знаний, но и усвоение


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше