Роль образования в обществе: селекция социализация продолжение 2


Уважаемый посетитель! На данной странице вы сможете найти широкий сборник статей на тему «Экономическая социология ». Для того, чтобы Вам было удобно весь представленный материал разделен на страницы как, например, сделано у бумажной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

месте, - подчеркивал Дюркгейм, - "образование тесно связано с другими институтами и современными ценностями и убеждениями" [ 30: 7].

Так же, как Дюркгейм, структурные функционалисты (Т. Парсонс, К. Дэвис, У. Мур и др.) видели основную функцию школы в передаче знаний и поведения, необходимых для сохранения общественного порядка. Однако содержательная трактовка этой функции в их интерпретации несколько изменилась. По мнению представителей данной научной школы, роль образовательных институтов состоит в обеспечении индивидов такими навыками и квалификационными дипломами, которые позволили бы им выполнять определенные роли в общественном разделении труда [43: 57—48]. Основными функциями школы в такой интерпретации становятся развитие, классификация и отбор индивидов по иерархическим позициям на основании их способностей.

Распределение и отбор учащихся, по мнению функционалистов, происходит на рациональной основе. Критериями отбора выступают скорее индивидуальные особенности, нежели групповые различия, как, например, раса или пол [30: 68], и между интеллектом и успехами в образовании существует приблизительное соответствие [43: 51; 25: 221]. Таким образом, образование как инструмент селекции действует на меритократических принципах, способствуя продвижению по социальной лестнице наиболее одаренных индивидов.

Соответственно, с увеличением значимости человеческого капитала как фактора производства социальная структура становится все более и более открытой, а социальная мобильность между поколениями возрастает1. Так, например, Трейман (Treiman) выдвинул гипотезу о том, что "чем выше уровень образования в обществе, тем выше уровень взаимообратной (exchange) мобильности" [57: 221; 62]. Причем, по мнению функционалистов, именно рост уровня образования (то есть увеличение предложения более образованной рабочей силы), независимо от изменений в профессиональной структуре, привел к увеличению социальной мобильности. Таким образом, образовательной системе приписывалась способность уменьшать социальное неравенство в обществе.

Завершая анализ функционалистского подхода к социологии образовании, отметим, что несмотря на различие в трактовке основных функций образования в обществе, лейтмотивом в них выступала оценка образования с точки зрения его вклада в сохранение существующего общественного порядка.

Критика функционалистского подхода в социологии образования происходила сразу по нескольким направлениям и с различных методологических позиций.

С одной стороны, неомарксисты подвергли сомнению позитивную роль образовательной системы в обществе. Опираясь на марксову трактовку образования как одного из "надстроечных" институтов экономического базиса (системы производственных отношений), они рассматривали образование как идеологическую систему, служащую интересам правящего класса. И, следовательно, классовые конфликты в экономической сфере переносились ими в сферу образования.

Эмпирическое подтверждение это положение получило в исследовании Бло (Blau) и Данкена (Dauncan), показавших, с помощью путевого анализа процесса приобретения статусов в США, что в современных обществах стратификация на основании аскриптивных признаков все больше вытесняется стратификацией на основе достижительных критериев, причем решающую роль в этом процессе играет образование.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше