Роль образования в обществе: селекция социализация продолжение 1


Уважаемый посетитель! Находящийся на этой странице нашего сайта вы увидите обширный цикл статей под общим заголовком «Экономическая социология ». Чтобы вам было удобно читать весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на страницы подобно обычной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

объясняющих связь феномена неравенства с образованием, можно выделить три основные группы существующих теоретических подходов к данной проблеме 1:

• первая группа, объясняющая различия в уровне образования и профессиональных достижениях в терминах теории социализации (то есть устремлениями, возможностями и влиянием семейного окружения), составляет класс моделей "социализации" 2;

• "распределительные" модели подчеркивают роль дискриминации, то есть социальных механизмов, контролирующих успехи индивидов независимо от их выбора, устремлений и навыков;

• наконец, третий подход использует для объяснения неравенства веберовское понятие "статусной группы" и его современное развитие - концепцию культурного капитала.

Первое направление в полной мере представлено функционалистскими концепциями3. Данный подход выступает с позиций методологического реализма и в качестве основной функции любого социального института в обществе постулирует содействие социальной сплоченности и единству. Образование, как социальный институт, здесь не является исключением.

Так, позицию Э. Дюркгейма (E. Durkheim) определяет отношение к образованию как к механизму передачи (трансмиссии) моральных ценностей, с помощью которых поддерживается общественный порядок4.

Образование, отмечает Дюркгейм, есть "...влияние, оказываемое взрослыми поколениями, на тех, кто еще не готов к социальной жизни. Целью его является воспитание и развитие в ребенке определенного набора физических, интеллектуальных и моральных качеств, которые требует от него как политическая система в целом, так и конкретная среда, для которой он специально предназначен..." [30: 7] .

Иными словами, система образования представляется ему как инструмент социализации ребенка, своего рода "посредник" между аффективной моралью семьи и строгой моралью жизни в обществе. Агентом социализации становится классная комната, которую Дюркгейм рассматривает как "маленькое общество".

Следовательно, полагает Дюркгейм, образовательную систему нельзя отделять от общества, поскольку они являются отражением друг друга. В любое время и в любом

 Здесь мы используем классификацию подходов, предложенную П. Матею и Дж. Пешаром

[56:122] .

 Названия двух подходов - "социализации" и "аллокации" ("распределения") были предложены Керчкоффом (1976).

 Следует отметить, что сами корни социологии образования находятся в функционализме Дюркгейма, и вплоть до 60-х гг. XX столетия социология образования развивалась в русле функционализма.

 Любопытно, что другой классик, но уже экономической теории, А.Смит (A.Smith), высказывал аналогичные взгляды в отношении образования: в одной из глав "Богатства народов" Смит рассматривал образовательную систему в качестве противодействия негативным последствиям разделения труда. "Он одобрял образование скорее ради нравственного совершенствования, чем для развития производственной квалификации, и в этом за ним следовали почти все ученые классической традиции" [3:196].


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше