Образование как социальный институт и индивидуальный ресурс


Уважаемый читатель! На данной странице вы увидите большой сборник интересных статей по теме «Экономическая социология ». Для удобства чтения весь представленный материал аккуратно разделен на части подобно бумажной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Дебютные работы

VR Данная работа не является дебютной в узком смысле слова, ибо Оксаной Синявской уже опубликовано около десятка работ по экономической проблематике. Это ее дебют в социологии как новоиспеченного магистра социологического факультета Московской Высшей школы социальных и экономических наук. И, на наш взгляд, дебют успешный.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Синявская Оксана Вячеславовна

Независимый институт социальной политики E-mail: sinyavskaya@socialpolicy.ru

Введение

Современный российский дискурс на тему образования характеризуется (в значительной мере оправданными) алармическими настроениями: подчеркивается возрастание дифференциации в сфере образования, "самовоспроизводство" социальных классов через систему образования, региональное "замыкание" образовательных институтов, низкое качество и коммерциализация образовательных услуг [10; 11; 27].

В экономической сфере указанные диспропорции ведут к снижению качества рабочей силы и, следовательно, производительности труда, что негативно сказывается на траектории экономического развития страны. Между тем, согласно теории человеческого капитала, качество рабочей силы является одним из основных факторов экономического роста.

В свою очередь, качество рабочей силы определяется уровнем человеческого капитала, который включает в себя способности, знания, умения, компетенцию, присущие индивидам. Важнейшими формами его являются формальное образование, повышение квалификации и трудовая миграция.

Следовательно, состояние современной системы образования во многом предопределяет развитие страны на ближайшие десятилетия. Поэтому важное значение приобретает выявление того, что препятствует или, напротив, стимулирует воспроизводство человеческого капитала.

Предмет изучения данного вопроса в российских эмпирических исследованиях ограничен, по существу, двумя осями - социально-профессиональным статусом и уровнем материального положения [11; 22; 23].

За рамками анализа остаются социальные отношения в образовательной сфере, в которые вовлечены индивиды и которые детерминируют их действия и поступки в не меньшей степени, чем то или иное положение в социальной иерархии.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше