Социальное самочувствие молодежи


Уважаемый читатель! Вы находитесь на странице нашего сайта вы найдете обширный цикл интересных статей на тему «Экономическая социология ». Для того, чтобы Вам было удобно весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на страницы как, например, сделано у обычной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Выводы, к которым мы пришли в результате анализа, могут быть сведены к следующим суждениям.

Характеристика процессов адаптации научных работников к изменившимся социальным условиям оказывается эвристичной в связи с применением для анализа категорий «маргинальность», «совладание», а также аксиологической компоненты. Сам термин «адаптация» широко используется сегодня в социологических исследованиях. Можно выделить три подхода к объяснению адаптационных процессов, взяв в качестве критерия классификации тот "субстрат", в рамках которого разворачиваются механизмы приспособления: общебиологический, структурно-функциональный, "субъективно ориентированный", т.е. оперирующий психологическими сущностями15. Наше внимание привлекает именно последний подход, согласно которому объяснение процессов адаптации сосредоточено в явлениях внутреннего мира человека, связывающих биологический и социокультурный полюсы жизнедеятельности. Именно с этим подходом к адаптации можно связывать конструирование различных совладальческих стратегий индивидов. Сам по себе очень распространенный, данный подход не теряет популярности благодаря нескольким причинам, среди которых можно назвать повышение значимости психологических факторов в социальных процессах, стремление исследователей искать ответы на социальные вызовы в самом человеке, поскольку в условиях социальной неустойчивости именно человек с его устремлениями и переживаниями является устойчивой точкой отсчета. Примерами "субъективно ориентированного" подхода могут служить несколько опубликованных недавно исследований, в которых механизмы адаптации раскрываются через различные когнитивно-мотивационные факторы1 6. Выделяются особенности ориентации в социальном пространстве, достижительская пассивность или активность, наличие или отсутствие частного интереса в деятельности, креативность мышления, особенности самовосприятия и принятие "новых" ценностей, в том числе ценности "свободы выбора", вариативность жизненных прогнозов, допущение изменчивости своего жизненного пути.

Наш анализ показал, что научные работники адаптированы к новой ситуации, то есть изменения произошли, и это касается как когнитивного, эмоционального, так и поведенческого планов. Однако разный уровень, разная степень адаптированности, коррелирующая с удовлетворенностью жизнью, жизненным тонусом, социальным самочувствием индивидов, зависит в первую очередь от факторов субъективного порядка. К последним можно отнести наличие или широту достигнутых ресурсов, активность в их использовании, гибкость реализации планируемых действий и пр. Аскриптивные факторы (например, возраст, пол) в исследуемой группе также являются задействованными, причем чаще влияют негативно. Заметим, что подобный вывод был сделан нами и в другом исследовании - в системе детерминант социального

15 См.: Демин А.Н. Адаптация молодежи к социальным изменениям // Социальные изменения в России и молодежь: Сб. работ победителей конкурса науч. проектов "Российские общественные науки: новая перспектива". М., 1997. Вып. 9.

16 См., например: Гимпельсон В.Е. Уволенные работники на рынке труда: влияние локуса контроля на восстановление занятости // Социологический журнал. 1995. № ; Гимпельсон В.Е., Магун В.С. Уволенные на рынке труда: новая работа и социальная мобильность // Социологический журнал. 1994. № 15; Гольденберг И.А. Хозяйственно-социальная иерархия в России до и после перестройки // Социологические исследования. 1995. № 4; Знобищева Е.А. Жизненный успех "молодых взрослых": типология и детерминирующие факторы: Автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 1997 и др.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше