Характеристика процессов адаптации научных работников к изменившимся социальным условиям


Уважаемый посетитель! На этой странице нашего портала вы найдете большое собрание материалов под общим заголовком «Экономическая социология ». Для того, чтобы Вам было удобно весь представленный материал разделен на части подобно бумажной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Вначале - о коллективных ресурсах. К ним в первую очередь относится статус конкретного коллектива - «к нам обращаются, потому что знают, чем мы занимаемся...» [мужчина, 59 лет]. Отчасти этим компенсируется низкая активность в поиске заказов, дополнительных возможностей заработка для предприятия/подразделения. К объективным же ресурсам можно отнести и материальную базу института, которой сотрудники пользуются в своих личных целях. Причем, делается это почти легально, о чем можно судить по фрагменту из интервью с руководителем: «Сотрудники выживают... за счет того, что мы не ставим никаких препятствий. Есть у них рабочее место, есть персональная техника. И мы закрываем глаза на то, что сотрудники находят «левую» работу. На этих рабочих местах, на этой электроэнергии и на нашем оборудовании. Делают какие-то разработки, продают их на сторону, получают за это деньги и поддерживают свое существование» [мужчина, 58 лет]. К объективным же ресурсам отнесем такую характеристику научных учреждений, как стабильность и социальные гарантии, свойственные государственным организациям - например, оплата больничного листа, что практически исключено на предприятиях частной формы собственности.

Личностные ресурсы можно разделить на аскриптивные и достигнутые. К первым относится в первую очередь возраст - дискриминация по этому признаку при приеме на работу отмечается почти всеми респондентами, тем более что большинство из них относится к старшему поколению. Однако возраст - далеко не всегда негативный ресурс. Положение пенсионеров более выгодно по сравнению с другими категориями работающих - если пенсия выплачивается регулярно, то это основной источник дохода, а задерживаемая зарплата - своего рода сберегательный счет.

Достигнутые ресурсы - это в первую очередь умение использовать профессиональный потенциал, причем необязательно «по специальности». Важным является использование методологической культуры в других отраслях знания и практики. Так, один из респондентов, характеризуя свою деятельность в фирме, не связанной с его научной специальностью, сказал: «. я реализовал умение логически мыслить и обобщать, находить решения и строить какой-то образ, объединять все это в контексте. И это все донести до моих слушателей... партнеров... есть законы, которые действуют в обществе, или... законы рыночные. Они имеют определенную форму... с точки зрения механизма большой разницы нет. В глобальном смысле это такие же объективные законы, как и законы физики» [мужчина, 55 лет].

Еще один фактор, влияющий на формирование стратегий, это ресурсы социальной сети: если зарубежный контракт заключает «шеф», то он приглашает затем на работу своих учеников. Другой вариант - использование сети друзей - обладающие высоким достатком оказывают материальную поддержку: «у меня хорошие подруги и мою дочь они одевают... приятельница - юрист... она передает что-то моей дочери, а уж после нее донашиваю я. » [женщина, 45 лет]. Также социальная сеть используется и для получения возможностей дополнительного заработка.

Акцент на ценностном аспекте поведенческих стратегий научных работников - один из многочисленных аспектов рассмотрения проблемы современного состояния российской науки. К сожалению, актуальными сегодня выглядят именно вопросы совладания ученых с трудностями, которые диктуем им время. К сожалению, потому, что зарубежная традиция исследования науки как социального института располагает большим количеством концепций и ставит проблемы иного порядка - научный реализм, соотношение парадигм, норма универсальности, диффузия научных идей и пр. Пройдет время, современный кризис российской науки так или иначе разрешится, и это предоставит новые исследовательские перспективы и возможности.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше