Поведенческие стратегии


Приветствуем Вас на нашем сайте! Находящийся на этой странице нашего сайта вы сможете отыскать большой сборник материалов на тему «Экономическая социология ». Для того, чтобы Вам было удобно весь представленный материал аккуратно разделен на части подобно бумажной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Причины создавшегося положения вещей

Как уже стало понятно, общий модус оценки ситуации в научных учреждениях негативный. Положение в науке достойно сожаления, судьбы работников вызывают грусть и сожаление. Как сами ученые определяют ситуацию? Кто и что видится в качестве причин создавшегося положения?

Генеральная идея таких объяснений заключается в том, что положение науки напрямую связано с ситуацией в современном российском обществе. В этих фрагментах интервью слово «кризис» - одно из самых востребованных - «на мой взгляд, задержки зарплаты, трудности в работе института как такового и все остальное связано не с желанием отдельных лиц, скажем, с администрацией нашего института или... Академией наук... все эти трудности связаны с теми трудностями, которые имеются в стране...» [мужчина, 30 лет]. Как видно, ответственность за положение дел в конкретном отделе, институте приписывается не непосредственному руководству, и даже не «вышестоящей» структуре, а опять же обезличенному субъекту - то ли государство, то ли обстановка. И начало кризиса тоже объясняется, исходя из этого «.как только начало меняться отношение к проблемам науки, так сразу они и встали - проблемы». Неслучайно, отвечая на вопрос о том, насколько неожиданными были перемены в деятельности института, респонденты указывали, что столь же неожиданны, как и изменения в стране.

Отсылка к государству, к макроситуации как причине проблем имеет важное продолжение - конкретным «виновником» оказывается заказчик - вполне определенный экономический субъект. Так, в одном из интервью респондент неоднократно объяснял проблемы института, свои проблемы макрофакторами, а в конце неожиданно сказал, что «это не от властей зависит. Именно на нашем предприятии это зависит от договора, который должны подписать» [женщина, 52 года]. Налицо противоречие, в котором ответственность возлагается на обезличенный, «демиурговый» субъект, при этом есть вполне конкретный неплательщик. В свою очередь он связан, конечно, с государством - часто это лишь посредник. Но здесь мы уже видим некую реальную отсылку к причинам.

Другая важная идея в объяснении положения дел в науке - это оценка статуса научных изысканий в современной России и возможностей/способностей государства этот статус поддерживать, не говоря уже о том, чтобы повышать. Безусловно, советскую науку можно считать непосредственной производительной силой, а это означало переход от «малой науки» к «большой», когда наука становится массовым видом деятельности, требующим значительных общественных ресурсов, дорогостоящего экспериментального оборудования и т.п. Сегодня как будто наблюдаются обратные, так сказать «откатные» процессы - российская наука выходит из государственного планирования и управления, формирование и реализация рациональной научной политики от имени государства практически отсутствует. Информанты достаточно критично относятся к вероятности повышения статуса научных изысканий в ближайшее время - «.на год вперед ясно... в науке ничего не будет... потому что наука - это надстройка. Будем говорить, что это - для богатого государства. Далеко не каждое государство может позволить себе содержать науку» [женщина, 60 лет]. В продолжение этой мысли - другой респондент: «Государство наше такое бедное, что наука для него - большая роскошь» [мужчина, 55 лет].


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше