Изменения в трудовой занятости


Уважаемый посетитель! На текущей странице вы увидите большой сборник интересных статей под общим заголовком «Экономическая социология ». Для удобства чтения весь представленный материал удобно разделен на страницы как, например, сделано у бумажной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Тексты интервью, статистика и наблюдение позволили выделить группы факторов, влияющих на сегодняшнее положение «новых бедных» ученых.

Основные проблемы

Типичная проблема, собственно, заданная в выборке исследования, - снижение статуса за последние 10-12 лет. Причем, это снижение касается как материального положения «.у нас было хорошее материальное положение, средний класс можно сказать...»1[женщина, 52 года]; так и престижа профессии, социального статуса - «...статус научного сотрудника был весомый в обществе... было ощущение достигнутой ступеньки. » [женщина, 60 лет]. Одна респондентка, старший научный сотрудник, кандидат наук, на вопрос о том, как изменилось ее представление о себе за последние годы, сказала: «Нет у меня ощущения, что я втоптана в грязь...». Характерный акцент - она не соглашается с низким статусом, но использует весьма резкое определение ситуации, давая понять, что определение «втоптать в грязь» можно применить к ученым.

Другая важная проблема - материальная база для научных изысканий. Вот как характеризуют респонденты положение дел: «Наш приборный парк, он только ветшает. Ничего нового мы приобрести не можем» [мужчина, 30 лет], «...мы много экспериментировали, действительно занимались наукой. А сейчас на эксперименты денег не дают... Ну, кто-то что-то пытается делать, ну я уже знаю изнутри, что все это показушно, неглубоко. Поэтому последнее время я живу старым багажом... в основном бумажная работа» [женщина, 60 лет].

Изменился психологический климат, эмоциональная наполненность труда. Особенно это касается руководителей - «. как руководителю мне психологически стало очень тяжело с людей требовать работать за ту зарплату, которую платит государство... Чисто психологически я потерял контроль над сотрудниками» [мужчина, 55 лет, зав. лабораторией научного института], «...исчезла мотивация труда, связанная с зарплатой... где нет этой мотивации труда, там нет и управляемости» [мужчина, 58 лет, зам. генерального директора научнопроизводственного объединения]. Эмоциональное состояние работников научных учреждений может быть охарактеризовано как тревожное, неустойчивое - «. какую-то я шаткость существования, зыбкость в нынешнем образе жизни чувствую...» [мужчина, 55 лет]. Это проявляется и в темпоральных характеристиках - респонденты планируют жизнь только на ближайшую перспективу - «живу сегодняшним днем, что загадывать» [женщина, 52 года], «не строим дальних планов. На неделю вперед еще можно что-то сказать. А на будущее - нет, даже не планируем» [мужчина, 25 лет].

Также как важную можно выделить отмечаемую информантами проблему самореализации, востребованности своего труда. Она также связана с преемственностью кадров в научных институтах - «старые стареют, молодых нет» [женщина, 60 лет]. Для многих ученых со стажем проблемой является не только отсутствие возможности реализовать свой исследовательский потенциал, но и невозможность передачи опыта, знаний следующему поколению «...работоспособность не та, что в 35 лет, но есть и замена этому - опыт приобретенный. Ведь то, что ты наработал, этим багажом и сам живешь, и еще можешь передавать... сейчас я ни сама не живу, ни передавать... Для меня это

Здесь и далее курсивом приводятся фрагменты из интервью. В квадратных скобках указаны пол и возраст респондента, другие социальные характеристики. Все опрошенные являются сотрудниками научно-исследовательских или научно-производственных учреждений.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше