Характеристика эмпирического материала


Уважаемый посетитель! На данной странице нашего сайта вы увидите цикл материалов на тему «Экономическая социология ». Для удобства чтения весь представленный материал удобно разделен на части подобно стандартной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

свою специфику при рассмотрении ценностной системы. Ценности формируются в результате деятельности человека, развития и реализации его потребностей, усвоения в ходе повседневного опыта социально одобряемых способов удовлетворения потребностей, выбор этих способов с учетом социальных стандартов. Потом ценности обретают самостоятельное существование и служат ориентиром деятельности человека, являясь относительно самостоятельными по отношению к потребностям и социальным стандартам поведения.

Ценности актуализируются в момент оценивания ситуации, выбора альтернатив. В ситуации жизненной трудности, если выбор не может быть автоматическим (нет социального стандарта решения проблемы, что весьма характерно сегодня для сегодняшней России, где нормы-принципы превалируют над нормами-образцами) или недостаточно опыта, чтобы осуществить рациональный выбор, ценности могут быть той опорой, на основе которой формируются поступки человека.

В этом смысле ценности индивида можно рассматривать как один из его ресурсов. Ресурсы - это все то, что человек использует, реагируя на требования жизненной среды. К личностным ресурсам можно отнести навыки и способности человека, а также его ценностную систему. Выделяя влияние последней, можно сказать, что этот ресурс может непосредственно воздействовать на стратегии совладания, в том числе с маргинальной ситуацией. При наличии большого количества личностных и средовых ресурсов, именно ценности могут "не позволить" человеку их применить. Отсюда анализ ценностей как препятствия для применения других ресурсов в процессе совладания с жизненными трудностями. Например, сформировавшееся представление о ценности работы (работа должна быть интересной, предоставлять возможность реализовывать свой профессиональный и образовательный потенциал) может не позволить человеку решить проблему перемены места работы. Или наоборот - ценность материально обеспеченной жизни (терминальная ценность "отсутствие материальных затруднений") активизирует субъекта, принуждает к поиску большого количества альтернатив. Далее, такая ценность, как статусная значимость (общественное признание, уважение окружающих, коллектива, коллег и пр.), детерминирует выбор места работы и должности, например, не позволяя получать высокий доход, доступный только на низкостатусных должностях.

Таким образом, ценности как представление о желательном, с одной стороны, влияют на выбор из возможных вариантов, типов, средств и целей действия; с другой подвержены трансформации в процессе самих этих действий, в частности, в кризисной для личности ситуации.

Научные работники как объект социологических исследований

Социология науки и научного знания является вполне сложившейся дисциплиной1. Внутри нее можно выделить несколько возможных направлений анализа, которые Р. Уитли охарактеризовал так: «... наука представляет собой одну из форм культурной деятельности и в качестве таковой подлежит социологическому анализу. [и] включает труд ученых, создаваемые ими когнитивные структуры в их развитии и изменении, а

Отечественные исследователи имели возможность познакомиться с некоторыми классическими работами в этой области: Гилберт Дж., Малкей М. Открывая ящик Пандоры: социологический анализ высказываний ученых. М., 1987; Кун Т. Структура научных революций. М., 1977; Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983; а также в обзорном варианте: Современная западная социология науки: критический анализ. М., 1988.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше