Научные работники как объект социологических исследований


Уважаемый читатель! На данной странице нашего портала вы сможете отыскать большое собрание статей под общим заголовком «Экономическая социология ». Для удобства чтения весь представленный материал аккуратно разделен на части подобно бумажной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Маргинальность исследуемой группы (новых бедных ученых) - структурная, связанная с социально-технологическим сдвигами, а отсюда - понижение статуса. Внутренняя характеристика этой группы - пассивный спуск. Здесь можно отметить возрастной состав предприятий военно-промышленного комплекса и научных заведений - в основном это люди предпенсионного возраста или пенсионеры. Мы наблюдаем у новых бедных существенные различия между целями, которые преследует группа, и ресурсами, которыми она обладает. Высокостатусные цели и низкостатусные ресурсы характерная черта обоих типов исследованных предприятий.

По мнению М. Манчини1, сущностная маргинальность может быть фиксирована при наличии трех основных признаков - экономическая депривация, политическая депривация и социальная как потеря общественного престижа. В группе новых бедных по материалам нестандартизированного интервью мы обнаруживает первый и третий измерения процесса маргинальности. Что касается второго - политической депривации, то неупоминание респондентами таких проблем может быть расценено двояко. С одной стороны, это просто свидетельствует о низком уровне политической активности. С другой, низкая личностная значимость, а неупоминание в интервью свидетельствует именно об этом, может быть симптомом депривации данной потребности. Возможно, индикатором политической депривации можно считать неартикулированность интересов группы.

Вообще, новых бедных правомерно рассматривать как маргиналов в связи с дрейфом в придонный социальный слой. Конечно, этот процесс касается сегодня многих групп в российском обществе. Однако для нас важно, что дрейф новых бедных ученых вниз, во-первых, оказался стремительным, во-вторых, в качестве причины имеет макросдвиги в социально-экономической ситуации в России.

Аксиологическая компонента в объяснении феномена «новых бедных» ученых

Ключом к пониманию культурных особенностей изучаемой группы может быть

рассмотрение ценностей как ресурса. Ценности рассматриваются нами как один из

8

структурных компонентов совладания , понимаемого как модус маргинальности.

Ценности - убеждения и цели индивида, основная их функция по отношению к деятельности - нормативно-регуляторная2. Человек сталкивается с критической ситуацией, в частности, с жизненной трудностью, имея определенную ценностную систему. Социальные группы, находящиеся на разных стадиях социализации, имеют

 Mancini B.J. No owner of soil: The concept of marginality revisited on its sixtieth birthday // Intern.

rev. of mod. sociology. New Delhi, 1988. Vol. 18. № 2. P. 190.

 Среди недавних работ, посвященных ценностям, можно назвать: Лапин Н.И. Модернизация

базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. № 5; Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4; Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. М., 1996 и др.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше