Аксиологическая компонента в объяснении феномена «новых бедных» ученых


Приветствуем Вас на нашем сайте! На данной странице нашего сайта вы по достоинству можете оценить широкий сборник интересных статей под общим заголовком «Экономическая социология ». Для того, чтобы Вам было удобно весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на разделы как, например, сделано у обычной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Однако ясно, что маргиналы в этих отраслях - те, кто переживает резкую перемену статуса. А поскольку она фиксируется за последнее десятилетие, можно предположить, что в эту группу попадают только «стажисты» - те, кто проработал в отрасли более 10 лет. Они застали отрасль в расцвете (как, например, в военно-промышленном комплексе, науке), а теперь вместе с предприятием переживают кризис. То есть профессиональный статус не изменен. Это не означает, что человек не совершал какието мобилизационные шаги, но означает, что он не переходил из одной отрасли - в другую.

Таким образом, мы получаем группу людей, которые десять лет назад имели высокий или средний уровень дохода, а сегодня имеют относительно низкий доход при постоянстве профессионального статуса. Налицо депривация - уровень жизни упал изза соотносительного уровня доходов, а депривация - «верный» признак маргинальности. Именно такая методика отбора респондентов была использована в исследовании по проблемам совладания (осень 1998 г.). Результаты анализа интервью использованы для выделения культурных характеристик маргиналов. Обратим внимание на тот факт, что анализ культурных характеристик тем более важен, что группа научных работников всегда отличалась от других в советском обществе, прежде всего стилем жизни. Что же сегодня?

«Новые бедные» ученые как маргинальная группа

Использование категории «маргинальность» для анализа указанной группы представляется эвристичным. Несмотря на то, что существует традиция в исследовании маргинальных групп в зарубежной социологии (начиная с Р. Парка и Э. Стоунквиста1), отечественный опыт в исследовании данного феномена относительно невелик (А.И. Атоян, И.П. Попова, Е.Н. Стариков, В.А. Шапинский и др.2). Сегодня актуальной для российской социологии является проблема соответствия понятийного аппарата специфике новой социальной реальности. Научный инструмент отечественных социально-гуманитарных наук претерпевает изменения в связи с социальными трансформациями постсоветского общества последних лет. Этот процесс включает как переосмысление традиций в изучении социальных субъектов, так и использование новых эвристических ресурсов. К последним относится использование новых теоретических концепций и понятий, в том числе тех, которые были предложены в свое время другими дисциплинами или находились на периферии исследовательской практики. Маргинальность относится к понятиям, «имеющим определенную традицию употребления, и в то же время достаточно широким и универсальным, потенциально способным отразить и объяснить сложность и противоречивость современного состояния общества»3.

 Park R.E. Race and culture. Glencoe, 1950; Stonequist, E. V. The Marginal Man. A Study in personality and culture conflict. New York, 1961.

 Атоян А.И. Социальная маргиналистика: о предпосылках нового междисциплинарного и культурно-исторического синтеза // Политические исследования. 1993. № 6; Попова И. П. Маргинальность: феномен, понимание // Социологические исследования. 1994. № 3; Стариков Е. Маргиналы и маргинальность в советском обществе // Рабочий класс и современный мир. 1989. № 4; Шапинский В.А. Проблема маргинальности в культуре // Ценности культуры и современная эпоха. М., 1990 и др.

 Попова И.П. Маргинальность: социологический анализ. Учебное пособие. М.: Союз, 1996. С.

4.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше