Ричард сведберг продолжение


Приветствуем, уважаемый посетитель! На данной странице вы найдете обширный цикл статей под общим заголовком «Экономическая социология ». Чтобы вам было удобно читать весь представленный материал удобно разделен на страницы как, например, сделано у обычной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

американские работы, хотя привлекаются также и труды неамериканских (прежде всего, французских) авторов.

Первая глава названа «От старой к новой экономической социологии». Под старой экономической социологией автор понимает труды классиков, в частности, Вебера, Дюркгейма и Парето (имя Зиммеля упоминается в книге крайне редко). С одобрительными комментариями приводятся взгляды Парето о разделении труда между экономической теорией и социологией, а также его теория предпринимательства. Основной акцент, однако, сделан на работах Дюркгейма (особенно, на его понятиях «институтов» и «социальных представлений») и Вебера (понятие «социального действия»). Новую экономическую социологию представляет Марк Грановеттер и его теории «укорененности» (embeddedness)1 и «социального конструирования экономических институтов».

Вторая глава («Экономическая социология рынка») начинается с краткого обзора того, что экономисты понимают под рынком. Затем излагаются альтернативные позиции Полиньи («историческая укорененность рыночных отношений») и Грановеттера («структурная укорененность рыночных отношений»). Экономисты, по мнению автора, склонны оперировать досоциальным [pre-social] представлением об экономике, от которого они непосредственно переходят к анализу экономического поведения. Экономсоциологи, напротив, хорошо понимают, что экономические явления всегда «социально опосредованы» [socially mediated] и что на экономическое поведение воздействует социальное измерение. Рассуждения автора хорошо иллюстрируются схемой (с. 41 и, в более полном виде, с. 1 06).

Две последующие главы составляют основную часть книги. Глава 3 сфокусирована на «Социальном конструировании рыночных отношений». Глава 4 - на «Социальных сетях и функционировании рынков». Автор приводит несколько примеров, показывающих, что рынки в истории не появляются автоматически (как, похоже, полагают экономисты), а являются результатом борьбы за власть [power struggles] и, на более общем уровне, результатом социального взаимодействия. Два примера взяты из работ Мари-Франс Гарсия и Марка Грановеттера. Эти рассуждения сменяются обсуждением проблематики денег (в основном по работам Вивианы Зелизер), финансовых рынков (Митчел Аболафиа) и рынка труда (Марк Грановеттер). Приводятся ссылки и на некоторые работы о проблемах конкуренции (Рональд Бурт и Нил Флигстин). Глава завершается изящным описанием «структурного подхода к рынкам» Харрисона Уайта.

Последняя глава («Социальные сети и функционирование рынков») представляет собой миникурс по сетевой теории, где объясняются такие понятия, как центральность [centrality], структурный эквивалент [structural equivalence] и т.п. Делается много ссылок на идеи Грановеттера, изложенные в его книге «В поисках работы» [Getting a job]. Комментируются рассуждения Брайана Уззи, противопоставляющего однократные отношения на рынке укорененным отношениям, а также опасность формального подхода к сетевой теории (Бурт). Глава завершается прекрасным разделом «Когнитивная укорененность экономического поведения» (с. 101-108), в котором автор утверждает, что для анализа определенных форм экономического поведения экономическая социология должна опереться на опыт социологии знания. Воздействие экономической теории на общество представляет один пример, а типы

Имеется в виду «социальная укорененность экономического действия» (Прим. ред.).


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше