Эволюция существующих лесхозов


Уважаемый читатель! На этой странице нашего сайта вы найдете большой сборник материалов под общим заголовком «Институциональные преобразования в управлении лесами ». Для удобства чтения весь материал удобно разделен на страницы как, например, сделано у бумажной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

отрицательным, поскольку наиболее ценные эксплуатационные леса будут постепенно передаваться в пользование по договорам концессионного типа. Что касается таких «неконцессионных лесов», главной функцией лесных служб здесь является сохранение лесного фонда как общего блага. Следовательно, государство должно примириться с тем, что расходы на защитные и охранные мероприятия превышают доходы (в основном это доходы от рубки ухода и санитарной рубки). С учетом этого статус некоммерческой государственной организации представляется более уместным, чем статус коммерческого предприятия. На федеральном уровне лесохозяйственная организация должна быть подотчетна Федеральному органу управления лесами.

Эволюция существующих лесхозов, их роль в будущем лесопользовании и институциональные основы по-прежнему неясны. Нам представляется, что анализ возможных вариантов еще не завершен, однако системный подход здесь отсутствует. В этих лесхозах (их около 1800 — по одному на каждый район) работают около 200 тыс. человек. По нашему мнению, здесь возможны три варианта:

а) лесхозы могут специализироваться на выполнении описанных выше стратегических и регулятивных функций;

б) лесхозы могут специализироваться на осуществлении прямого управления «неконцессионными лесами», как описано выше. Однако и в том, и в другом случае для выполнения второй функции потребуется создание новой организации;

в) третий вариант предусматривает разделение лесхоза на две самостоятельные организации, чтобы одна из них выполняла стратегические и регулятивные функции, а вторая осуществляла прямое управление «неконцессионными лесами».

Необходимо тщательно проанализировать преимущества и возможность осуществления каждого из трех вариантов. Для того чтобы наиболее полно использовать социальный и технический капитал лесхозов, нужно детально проработать комплексные планы реструктуризации. В итоге в разных местах Российской Федерации могут быть приняты разные схемы реструктуризации, отражающие специфику исходной ситуации в каждом лесхозе, а также объем нормативного регулирования и лесохозяйственной деятельности, необходимых в каждом районе (что будет зависеть от площади концессии).

В любом случае анализ организационных вариантов должен проводиться с соблюдением целого ряда руководящих принципов и критериев, а именно: а) четкое разделение функций государственного и частного секторов и уход государства из сферы производства и рыночной деятельности; б) разделение регулятивных и лесохозяйственных функций


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше