Лесные концессии: практика и опыт двух стран


Уважаемый посетитель! Вы находитесь на странице нашего проекта вы найдете обширный цикл интересных статей под общим заголовком «Институциональные преобразования в управлении лесами ». Для удобства чтения весь предоставленный на сайте материал удобно разделен на части как, например, сделано у стандартной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

• Управление концессионного типа: леса находятся в управлении лесопользователей под контролем органа управления лесами. Эта система станет обычным способом управления эксплуатационными лесами (согласно законодательству, это леса Группы III-Б).

• Прямое управление лесами: леса находятся в управлении органа управления лесами, действующего через свою лесохозяйственную организацию. Эта система будет распространяться на неэксплуатационые леса (согласно законодательству, это леса Групп I, II и III-A), а также на эксплуатационные леса в тех случаях, когда схемы концессионного типа нецелесообразны или пока нецелесообразны. Рубки главного пользования в этих лесах не предусматриваются.

Для каждого района должен быть составлен проект землепользования (рис. 1) с картографическим отражением всех территорий лесного фонда в соответствии с их распределением по Группам I, II и III, предусмотренным в законодательстве (охрана окружающей среды, устойчивое производство, пр.). Зонирование лесов должен осуществлять орган управления лесами с участием всех заинтересованных сторон. Он определит, какие районы попадают под договоры концессионного типа, а какие должны остаться в прямом управлении. Кроме того, по итогам зонирования лесов будут определены размеры и границы предполагаемых концессионных участков, а также сроки постепенной передачи лесов в концессию в течение следующих 10 лет.

Вставка 1. Лесные концессии: практика и опыт двух стран

Канада. В стране существует несколько видов владения лесами, включая два вида долгосрочных возобновляемых концессий: а) концессия сроком на 20-25 лет, в основу которой положена площадь лесов; она предусматривает выполнение функций лесовосстановления и лесоуправления и возобновляется каждые 5-10 лет в зависимости от показателей работы; б) концессия сроком на 5-20 лет, в основу которой положен объем заготовок; она не предусматривает выполнения функций лесоуправления и иногда может предусматривать выполнение лесовосстановительных функций. Такие концессии тоже возобновляются в зависимости от показателей работы. Эти два вида концессий обеспечили гарантированные поставки древесины для промышленности и успешное делегирование полномочий в области лесоуправления. Однако в большинстве случаев эти концессии предоставлялись не на аукционах, а по результатам переговоров и в итоге не дали тех доходов, которых можно было ожидать.

Камерун. Недавние реформы, касающиеся лесных концессий в Камеруне, упомянуты в Отчете Всемирного банка о мировом развитии за 2003 г. Концессии предоставляются по результатам прозрачных и открытых конкурсных торгов, обеспечивающих баланс технических и финансовых критериев. В рамках каждой отдельной концессии финансовое предложение победителя торгов определяет ставку ежегодной платы из расчета на единицу площади. Повышение прозрачности процесса отбора повлекло за собой 40-кратное увеличение этой платы. Подготовка и осуществление концессионерами лесоустроительных проектов является одним из условий договора концессии, а 50% всех доходов от платы из расчета на единицу площади перечисляются местным общинам. Однако опыт Камеруна показывает, что увеличение платы за пользование лесами может повысить привлекательность незаконных заготовок и уклонения от уплаты налогов. Отсюда вытекает необходимость укрепления основных функций органов управления лесами, таких как: а) контроль за состоянием лесов на местах и б) сбор доходов.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше