Право собственности и виды лесопользования


Приветствуем, уважаемый посетитель! Находящийся на этой странице вы сможете отыскать цикл интересных статей по теме «Институциональные преобразования в управлении лесами ». Для того, чтобы Вам было удобно весь материал аккуратно разделен на разделы как, например, сделано у обычной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

A. Право собственности и виды лесопользования

Согласно утвержденным Основным направлениям и Концепции, а также текущим вариантам указанных законопроектов, лесной фонд (92% российских лесов) остается в федеральной собственности. Остальные леса остаются в собственности субъектов Федерации (регионов и муниципальных образований) или других органов государственной власти.

Кроме того, эти документы говорят о том, что устойчивое лесоуправление будет все больше ориентироваться на договорные отношения между собственником и пользователем лесов. В соответствии с принципами гражданского права в этих договорах будут определены права и обязанности обеих сторон. Общая тенденция заключается в том, чтобы делегировать лесопользователям функции управления и коммерческую деятельность и сосредоточить внимание государственных служб на ключевых стратегических и регулятивных функциях. Лесопользователи, которые получат долгосрочный доступ к лесным ресурсам, должны будут платить лесные подати и работать в соответствии с лесоустроительными проектами, обеспечивающими устойчивое лесоуправление, в то время как органы управления лесным хозяйством будут следить за исполнением законодательства. В основе такого подхода лежит четкое разграничение сфер ответственности государства и частного сектора, что отвечает политике освобождения государства от производственно-коммерческих функций, которая также проводится в других секторах экономики. Сейчас в рамках текущих законопроектов разрабатываются четыре вида таких «договоров о делегировании прав»1: концессия, аренда, аренда для целей использования недревесных ресурсов и краткосрочное пользование. На основании таких договоров будет осуществляться аренда (но не продажа) участков лесного фонда. Здесь важно то, что лес остается в собственности государства.

Однако, насколько это известно Банку, государство также оставит за собой функции прямого управления значительной частью лесного фонда. Не все леса могут быть охвачены схемами концессионного типа либо потому, что с точки зрения частного сектора они (пока) нерентабельны, либо потому, что являются охраняемыми территориями. Отсюда логически вытекает то, что прямое управление должно распространяться на защитные леса, молодняки и истощенные насаждения, резервные леса, а также слишком фрагментированные или недоступные территории.

На основании этого анализа Банк делает вывод о том, что в течение ближайших 10—20 лет в лесном хозяйстве России будут созданы две основные системы управления, соответствующие двум подвидам лесного фонда (см. рис. 1,2 и 3).

Поскольку в российских условиях термин «концессия» нередко понимается в узком смысле этого слова (как противоположность «аренде» и «краткосрочному пользованию»), здесь мы будем использовать термин «договор концессионного типа» или «договор о делегировании прав», чтобы обеспечить более широкий охват всех четырех категорий.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше